Мифы и легенды
Home

В разных странах роза всегда была тем или иным символом. В Индии, например, - Символом божественной тайны. В Древней Греции, - символом любви и печали, символом прекрасного в поэзии и живописи. Также у греков  бутон розы считался символом бесконечности, выраженной в его круглой форме, а сама роза символизировала кратковременность человеческой жизни, которая проходит так же быстро, как увядает душистая роза. В древнем Риме, она была символом воинской доблести, а затем символом молчания. И т.д.
 Возможно, роза сама по себе символична по своей однозначности. Ведь роза всегда роза. Когда нам что-то напоминает её аромат, мы говорим – «Пахнет как роза». Когда мы видим что-то напоминающее её формы, мы говорим – «Похоже на розу». Одно бесспорно, она царица, и несомненно прекрасна.
О ней создалось столько сказаний, она играла такую выдающуюся роль в истории человечества, что об этом можно бы написать целые тома..
Самые первые сведения о розе мы встречаем в древнеиндусских сказаниях, судя по которым, она пользовалась в древней Индии таким почетом, что даже существовал закон, по которому каждый принесший царю розу мог просить у него все, чего только пожелает. Ею украшали брамины свои храмы, ею усыпали путь, по которому должны были следовать во время торжественных процессий божества, ею убирали цари свои покои, ею уплачивали дань и царские подати. Запах же ее считался в Индии столь приятным, что индийские принцы и принцессы проводили в своих садах вдоль всех дорожек канавки, наполненные розовой водой, чтобы испаряющийся аромат роз пропитывал всю окружающую атмосферу и ни покидал их даже во время прогулок. О появлении розы на свете в сказаниях этих ничего не говорится; только в индийских мифах сообщается, что красивейшая на свете женщина Лакшми родилась из распускающегося, составленного из 108 больших и 1.008 мелких лепестков бутона розы. Вишну, хранитель вселенной, увидев эту обворожительную красавицу, укрывающуюся в своей прелестной розовой колыбельке, разбудил ее поцелуем и, затем, сделал её своей супругой. С этой минуты Лакшми сделалась богиней красоты, а укрывавшая ее роза - символом божественной тайны и считается у всех восточных народов священной. Окутав, как дымкой, весь Восток своими сказаниями, роза нашла главный приют себе в древнем Иране, стране персов, поэты которой написали о её прелести сотни томов. По словам одного из этих поэтов, она была подарком самого Аллаха. К нему явились однажды все дети флоры с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонливого лотоса (нильской водяной лилии), который, хотя и был дивно красив, но забывал среди ночи свои обязанности правителя. Тогда Аллах, благосклонно выслушав цветы, внял их просьбе и назначил правительницей белую девственную розу с охраняющими ее острыми шипами. Когда соловей увидел эту новую чудную царицу цветов, то был так пленён её прелестью, что в восторге прижал ее к своей груди. Но острые шипы, как кинжалы, вонзились ему в сердце, и теплая алая кровь, брызнла из любящей груди несчастного, и оросила нежные лепестки дивного цветка. Вот почему, говорит персидское сказание, многие наружные лепестки белой розы и до сих пор сохраняют свой розоватый оттенок. Персидское слово "гюль", роза, для перса и особенно для персиянки является прекраснейшим из слов, и сама Персия у поэтов получила название "Гюлистан" - сад роз. И действительно, здесь всюду розы. Ими переполнены и сады, и внутренние дворы, ими украшены все комнаты, купальни, могилы; без них не обходятся ни одно торжество, ни один праздник. Особенно же красив бывает проводимый в Кашмире праздник распускающейся розы. Он проходит обыкновенно в то время, когда розы только что начинают расцветать. Тогда отовсюду стекаются в Кашмир молодые люди и, гуляя по улицам с корзинами роз, бросают ими в прохожих. Тот или та, в которых попали розой, считаются счастливцами и обязаны, в свою очередь, дать попавшему в них какой-нибудь подарок. И все с удовольствием отдариваются, так как уверены, что осыпавший их поток роз принесет им счастье.
От персов благоговение и любовь к розе перешли и к туркам или, лучше сказать, ко всем магометанам, которые, согласно Корану, верят, что белая роза выросла из капель пота Магомета при ночном его восхождении на небо. Поэтому они приписывают ей очистительную силу. И ни один магометанин, не только не позволит себе наступить ногой на розу, но даже, если бы ему пришлось увидеть валяющийся на земле её лепесток, тотчас же его подымет и бережно положит на чистое место. Вследствие этого, вероятно, очистительную силу приписывают они и приготовленной из нее розовой воде.  Султан Саладдин, как известно, снова отняв у христиан в 1189 году Иерусалим, вступил в мечеть Омара,  которая была превращена крестоносцами в церковь не ранее, как обмыв весь пол, все стены ее и даже скалы, из которых она была построена, розовой водой. О том, сколько было потрачено этой воды, можно судить отчасти уже по тому, что для перевозки ее потребовалось более 500 верблюдов. Так же поступил и Магомет II с храмом св. Софии после взятия им Константинополя в 1453 году. Прежде чем превратить этот чудный храм в мечеть, он велел его весь снизу доверху вымыть розовой водой. Розой увлекался, говорят, даже и великий Конфуций, посвящая свою поэзию ее красоте и запаху и воспевая ее как царицу цветов. Говорят также, что из 18.000 томов, составляющих библиотеку китайского императора, более 500 трактуют только о розе. В VII же столетии, во времена Птолемеев, своими чудными розами стало славиться в Египте местечко Арсиное. Знаменитая египетская царица Клеопатра, принимая у себя Марка Антония, велела покрыть весь пол залы, где должен был происходить пир в его честь, слоем около пол-аршина вышины (в 1 локоть) розовых лепестков. Слой этот представлял мягкий ковер и, чтобы по нему удобно было ходить, лепестки были покрыты мелкой шелковой сеткой.
А теперь перенесёмся в Европу. Для начала в Грецию, в этот центр всей умственной жизни древнего мира. Греки считали розу даром богов, и знаменитая поэтесса Сафо дала ей название царицы цветов. Появление этого прелестнейшего из цветов греческие поэты облекли в целый ряд чудных сказаний. По словам Анакреона, она родилась из белоснежной пены, покрывавшей тело Афродиты (Венеры), когда эта богиня любви во всей своей дивной красоте вышла после купанья из моря. Увидев на Венере этот, этот прелестный цветок, не менее прелестный чем она сама, очарованные боги обрызгали его нектаром, который и придал ему чудный запах. Однако дававший бессмертие нектар, вследствие зависти некоторых богов, не дал его розе, и она осталась такой же смертной, как и все, кто рождается на земле. Явившуюся во всей ее девственной прелести и чистоте белую розу жрицы Афродиты снесли в храм этой богини и украсили ею алтарь, и окружавший его сад. А роза оставалась белой до тех пор, пока сердце Афродиты не было поражено ужасной вестью: ее возлюбленный Адонис лежит смертельно раненный вепрем. Забыв все, в неописуемом горе устремляется богиня в рощу Пифона и бежит, не обращая внимания на покрывающие розы шипы, которые ранят ей до крови ноги. Несколько капель этой божественной крови попадает и на розы и из белых превращает их в ярко красные. По другому сказанию, белая роза сделалась красной во время одного из пиршеств богов на Олимпе. Порхая в веселом танце, Амур как-то нечаянно опрокинул своими розово-красными крылышками сосуд с нектаром, который, разлившись на цветшие тут же белые розы, окрасил их в красный цвет. Ещё поэтичнее предание о сотворении красной розы богиней Флорой. Не любившая и избегавшая долгое время Амура, Флора была все-таки поражена его стрелой и с этой минуты воспылала к нему страстной любовью. Но хитрый божок, добившись желаемого, начал тогда, в свою очередь, избегать Флору, и вот тогда она, в своей безответной любви, решила создать цветок, который и смеется и плачет - соединяет в себе и грусть и радость. Увидев выраставший в своей руке чудный цветок, богиня в восхищении хотела воскликнуть: "Эрос" (так звали греки Амура). Но застенчивая от природы, Флора запнулась, покраснела и, проглотив первый слог, крикнула только: "рос". Росшие вокруг цветы подхватили это слово, и с той поры цветок этот и стал называться розой…
Из Греции роза была перенесена колонистами в Рим и прижилась там прекрасно. Но чудный цветок этот получил здесь совершенно иное значение. В то время как в Греции у богов он служил символом любви и красоты, а у людей - выражением веселой радости и глубокой печали. У римлян во времена республики он считался символом строгой нравственности и служил наградой за выдающиеся деяния, а во времена падения Рима являлся символом порока и предметом роскоши, на который тратились безумные деньги. Вначале, как сообщает римский писатель Элиан, римские воины, отправляясь на войну, снимали даже шлемы и надевали венки из роз, чтобы вселить в себя мужество, да и вообще в это время она служила эмблемой храбрости. Это был как бы орден, который давался в награду за геройство. Роза так высоко ценилась римлянами в это время, что было даже запрещено украшать себя венком из роз в дни скорби, печали или угрожавшей Риму опасности. У римлян первой республики роза уже считалась также предметом священным, и ежегодно в Риме совершались в память умерших торжества, носившие названия розалий или розалийские дни. Торжества эти происходили в разное время года, но не ранее 19-го апреля и не позже 19-го июня, и заключались главным образом в роскошном убранстве могил умерших и урн, где хранился их прах, гирляндами и венками из роз. Наконец, розы играли в это время немаловажную роль и в домашнем обиходе римлян, и в их религиозных церемониях. Но не таково было значение розы во времена падения Рима. Из царственного цветка она делается цветком забавы пьяных оргий, выразительницей низменных чувств. Теперь ею украшают уж не Венеру-Уранию - богиню честного брака и благословения детьми, а позорную Венеру-Пандемос - богиню чувственной любви. В это время злоупотребление розой как украшением достигло крайних пределов. Так, например, тщеславный проконсул Веррес, обвинявшийся, как известно, Цицероном в продажности, передвигался по Риму не иначе, как на носилках, матрац и подушки которых постоянно набивались свежими лепестками роз, причем он и сам был весь обвит гирляндами из этих цветов. Еще больше роз истреблял император Нерон. В его знаменитом обеденном зале, потолок и стены которого вращались во время пиршеств посредством особого механизма и изображали попеременно четыре времени года, вместо града и дождя на гостей сыпались миллиарды свежих розовых лепестков. Для каждой такой пирушки, по словам тратилось не мало.  Розы истреблялись в громадном количестве вообще на всех пиршествах римлян. Так как не только каждый гость должен был непременно быть увенчан венком из роз, но розами украшались также и все подававшие кушанья и прислуживавшие рабы, все сосуды и чаши с вином; ими же усыпан был весь стол, а иногда даже и пол. При этом надо заметить, что подносившиеся гостям венки были не просто сплетены из роз, а сделаны из розовых лепестков, которые в виде чешуи обвертывались вокруг обруча. Желая как можно более упиться запахом роз, некоторые патриции усыпали ее лепестками даже поверхность моря, когда отправлялись на галерах на прогулку, а во время одного из празднеств ими была даже усыпана поверхность целого Люцинского озера. Но всех превзошел своим безобразным истреблением роз император Гелиогобал. На одном из его пиршеств, как рассказывают, знатные гости были забросаны таким множеством падавших с потолка розовых лепестков, что некоторые из них, к величайшему его удовольствию, задохнулись под ними. Но среди всех вышеупомянутых пиршеств и оргий роза, кроме украшения, имела и еще оригинальнейшее значение. Она служила символом молчания, вследствие чего даже была посвящена Гарпократу - богу молчания, который, как известно, изображался в виде юноши с приложенным к губам пальцем. Латинская пословица говорит: "in vino veritas" (в вине истина), указывая тем, что опьяненный винной влагой человек может выболтать иногда все свои тайны.
А так как во время упадка Рима было очень опасно делиться публично своими мыслями, то, чтобы напомнить разгоряченным головам, что нужно держать язык за зубами, во время римских пиршеств вешали на потолке залы искусственно сделанную белую розу. Взгляд на эту розу заставлял сдерживать свою откровенность. Говорят, от этой розы и произошло известное латинское выражение: "sub rosa dictum" - "сказанное под розой", в смысле: под секретом. Вообще у римлян этого времени потребность в розе была так велика, что обширнейшие розовые сады, находившиеся в громадном количестве в окрестностях Рима, были не в состоянии ее удовлетворить и приходилось привозить розы целыми кораблями из Александрии и Карфагена, где возникла вследствие этого даже новая громадная отрасль промышленности. В розовые сады превращены были в ущерб хлебным полям самые плодоносные местности Рима, так что большинство благомыслящих людей даже были этим возмущены, и Марциал, например, с горькой насмешкой писал: "Египтяне, пришлите нам хлеба взамен наших роз". Все улицы Рима были до того пропитаны запахом роз, что непривычному человеку становилось дурно. Отношение римлян эпохи упадка империи к розе, конечно, не могло не внушить отвращения к ней первых христиан, и они смотрели на нее сначала как на цветок разврата и гибели. Тертуллиан написал строгое послание против употребления венков из роз, а Климент Александрийский считал даже за грех увенчивать свою голову подобным венком. Но со временем эта неприязнь к розе смягчилась, и благодаря своей дивной красоте и приятному запаху она стала мало-помалу приобретать расположение христиан. Прошло несколько столетий, и святые отцы, забыв ее значение в дни упадка Рима, объявили ее райским цветком и даже посвятили Пресвятой Богородице. Тогда с розой начало соединяться множество священных и исторических сказаний. Так, например, в них сообщается, что архангел Гавриил, взяв белых, желтых и красных небесных роз, делает из них три венка для Пресвятой Богородицы. Венок из белых роз обозначает ее радость, из красных - ее страдания, а из желтых - ее славу. Белые розы назывались в это время также розами Магдалины, и про них рассказывали, будто они потеряли свой цвет от пролитых на них Магдалиной слез раскаяния. Затем в одной из легенд о кресте Спасителя говорится также о моховой розе, которая возникла из капель крови Христовой, упавших на находившийся у подножия креста мох. Кровь эта, струившаяся по кресту, собиралась ангелами в золотые чаши, но несколько капель случайно упало на мох, который, чтобы уберечь их от осквернения, сейчас же жадно впитывал в себя. И вот из этих-то божественных капель и выросла чудная красная мохнатая роза, ярко-кровавый цвет которой, должен служить нам вечным напоминанием о пролитой за наши грехи крови. Наконец, начиная со средних веков, золотой, усыпанной драгоценными камнями розой папы увековечивают выдающуюся добродетель. Роза во Франции - Здесь её так высоко чтили и ценили, что даже разводить ее позволялось не всякому. И тот, кто получал эту привилегию, обязывался ежегодно доставлять городскому совету в день Благовещения три венка, а в день Вознесения - корзину с розами, из которых потом готовили дорого стоившую в то время розовую воду, которую примешивали, по обычаю, почти во все праздничные кушанья. В ХIII веке возникает во Франции обычай ношения дамами венков из роз, которые получают название "шапель", а занимающиеся их вязаньем - "шапелье"-слово, которым теперь обозначают фабрикантов шляп; так что, по-видимому, от этих венков произошло и нынешнее французское слово "шапо" - шляпа. Обычай этот вскоре настолько распространился, что даже самый бедный человек считал обязанностью подарить своей дочери в день свадьбы подобный шапель, который она надевала на голову во время венчания. Крещенье в это время, производилось с примесью розовой воды, которая почти постоянно приносилась в церковь.
Цветком горя роза явилась в истории Англии. Почти неизвестная здесь до ХIV столетия, она появилась при дворе английских королей незадолго до начала кровавой распри между домами Йоркским и Ланкастерским. И так пленила их своей красотой, что тот и другой поместили ее в своем гербе, причем первый избрал белую, а второй - алую. Вследствие распрей, возникших при Генрихе VI за право на английский престол с Эдуардом Йоркским, и носит название войны Алой и Белой розы
, которая длилась, как известно, 30 лет с лишком, была крайне кровопролитна и отличалась большими жестокостями как с той, так и с другой стороны. Впоследствии в воспоминание об этой распре английские садоводы даже вывели особый сорт розы, получивший название "Ланкастер-Йорк" и отличавшийся тем, что на одном и том же кусте эта роза давала и белые и алые цветы. Однако, отпраздновавшая так печально свое вступление в Англию, царица цветов вскоре сделалась всеобщей любимицей. Служа сначала лишь отличительным знаком актеров, которые, по предписанию королевы Елизаветы, могли являться вне театра в обыкновенном платье, но с розой на башмаках, она вскоре сделалась принадлежностью костюма всех щеголей и щеголих Англии. Щеголи носили ее за ухом, причем чем крупнее был цветок, тем это считалось шикарнее. Розу носили не только летом, но и зимой. А так как в зимнее время в те времена живая роза являлась ещё и большою редкостью, то людям со средними средствами приходилось заменять живую розу искусственной. Вскоре с живой розой за ухом стала появляться и сама королева Елизавета, и даже с такой розой чеканили одно время ее изображение на серебряных монетах. Наконец, роза сыграла интересную роль еще и в жизни покойной королевы Виктории. Рассказывают, что, когда приехавший в Англию свататься за королеву Викторию очень нравившийся ей принц Альберт Кобургский и появился на данном в его честь придворном балу, королева в знак своего расположения отшпилила от корсажа розу и передала ему. Очарованный таким вниманием, принц пришел в восторг и, не найдя на своем фраке петли, куда бы ему прикрепить драгоценный подарок, не задумавшись ни на минуту, сделал перочинным ножом на фраке, как раз против сердца, крестообразный надрез и воткнул в него подаренную розу. Эта находчивость, окончательно пленила Викторию и она согласилась на сделанное ей принцем предложение и стала его женой.
В Германии дикая роза  появляется еще во времена язычества.
В древнегерманских сагах она посвящается царице неба Фригге. Рвать ее позволялось только в пятницу - день, посвященный Фригге. Она росла на местах, где прежде были капища и где совершались кровавые жертвоприношения. Розой пользуется также и германский бог огня Локи при наступлении весны. Он смеется, и от его смеха холод бежит, снег тает и земля покрывается розами. Она же играет роль и в сказании о Брунгильде, когда та, сделавшись валькирией, долг которых был переносить с поля битвы души геройски погибших воинов в Валгаллу,
изменяет данному ею обету и, вмешавшись в битву двух королей, помогает одержать победу тому из них, которому Вотан, бог войны, предназначил погибнуть. В наказание за это разгневанный Вотан подкладывает Брунгильде под голову ветку дикой розы с мохообразными наростами, и она и все ее окружающее погружаются в глубокий сон, от которого она может проснуться только тогда, когда какой-либо принц придет ее разбудить. Словом, происходит все то, что послужило прототипом сказки "О спящей красавице", которая по-немецки носит название "Дикой розочки". Красная роза в Германии служпа символом меча и смертельной раны. Вследствие  этого в германских сказаниях розовыми садами назывались часто также и поле битвы, и поле смерти, а впоследствии название это перешло и на кладбища. С другой стороны, садом роз называется в сказании о Нибелунгах и настоящий сад роз. С проходом в Германию христианства перенеслось в него и языческое древнегерманское поклонение розе.
По христианскому сказанию, белые садовые розы обязаны своим происхождением Пресвятой Деве Марии. Они выросли на кусте, на котором она вывесила просушить Христовы пелёнки. Вследствие этого в средние века считалось, что роза имеет устрашающее влияние на ведьм и оборотней - при прикосновении к ней они немедленно вновь превращались в человека, а ведьмы уличались.  
В средние века роза начинает играть также роль таинственного знака разных тайных обществ. Прежде всего ее изображение в виде букета роз, который держит в руках рыцарь, появляется на топорах членов средневековых тайных, иначе, вестфальских судилищ. Затем, в XVI столетии, ею украшаются франкмасоны в Иванов день, и она служит знаком для некоторых из их лож. Наконец, развившееся из франкмасонства, основанное немецким ученым Андреасом, мистическое общество розенкрейцеров избрало своим знаком также венок из роз с шипами, внутри которого находился Андреевский крест. Под изображением этим находилась надпись: "Crux Christi - corona christianorum" (Крест Христов - венец христиан).
Между прочим, розу имел в своей печати и Мартин Лютер. Но оригинальнейшим памятником, которому роза служила когда-либо украшением, является построенный в XVII столетии в городе Бремене городской винный погребок. Это вакхическое святилище, существующее и поныне, было разделено внизу на четыре отделения. В конце третьего отделения красовалась на стене надпись: "Здесь цветет роза" и хранилось 12 бочек Рюдесгеймера 1624 года, каждая из которых содержала в себе 1.500 бутылок. Вино это называлось "Вином розы". В прошлом столетии погребок этот служил местом заседаний городского совета. В зале, где они происходили, находится гигантское изображение розы с латинской надписью: "Зачем зал Вакха эта роза украшает? А потому, что без хорошего вина и сама Венера зябнет". В прежнее время "Вино апостолов и розы" давали только тяжелобольным или в каких-нибудь особенных случаях. Теперь же его прямо продают всем желающим. Несколько капель этого вина распространяет удивительно приятный запах, но пить его не представляет уже удовольствия, так как оно чересчур густо, вроде какого-то масла. Скажу несколько слов о волшебном и целебном значении розы. По примеру фессалийских волшебниц древнегерманские ворожеи пользовались ею для привораживания. Для этого они давали девушке, желавшей приворожить милого, такой совет: "Возьми три розы: одну темно-красную, одну розовую и одну белую, и носи их три дня, три ночи и три часа на сердце, но так, чтобы этого никто не видел. Затем прочитай три раза "Отче наш" и три раза "Богородицу", сопровождая молитвы крестным знамением. После чего положи эти три розы на три дня, три ночи и три часа в бутылку вина и дай выпить этого настоя предмету твоей любви, но опять так, чтобы он не знал, что в вине находится. И тогда он полюбит тебя всей душой и будет тебе верен до конца своей жизни". Что касается до лечебных ее свойств, то розовые лепестки накладывались на лицо, чтобы придать ему юношескую свежесть, настой из сваренных в розовом масле пчел употребляли как средство для ращения волос, а собранная на розах роса считалась лучшим средством против воспаления глаз.
Переходя к нашему отечеству, надо сказать, что к нам роза впервые попала лишь в XVI столетии. Роза, конечно, в это время была лишь достоянием царского двора и некоторых сановников, народ же был с ней незнаком. Некоторые немецкие ученые, однако, предполагают, что празднуемая у малороссов и белорусов испокон веков "русальная седмица" имеет своим происхождением римские розалии, которые сперва, перешли к славянским племенам на Балканском полуострове, а оттуда уже и к нам. Седьница эта, как известно, ведущая свое начало от языческих времен, совпадает с праздником Св. Троицы, во время которой и теперь у балканских славян уцелел обычай бросать розы с церковной колокольни. Празднества эти сопровождались плясками, музыкой и ряженьем. Существует даже мнение, что и название русалок происходит от русальи, так как они, по народным поверьям, начинают выходить из воды поиграть, начиная с Троицына дня, и только тогда уже разгуливают по земле и живут в лесах на деревьях. Что касается до самой розы, то как украшенье наших садов она стала появляться лишь при Петре I и особенно при императрице Екатерине II. Скажу еще, что так часто встречающаяся у нас фамилия Розанов ведет свое начало также от розы. Один из носящих эту фамилию сообщил нам следующее. Известный петровский вельможа и первый русский канцлер граф Г. И. Головкин был страстным любителем садоводства, особенно роз. И для того, чтобы разводить их, он устроил в своем подмосковном имении, селе Клевине (Серпуховского уезда), великолепный розовый сад и для ухода за ним выписал даже из Англии особого садовника. Но один англичанин не в состоянии был управиться со всем садом, и потому ему было дано в помощь несколько русских крепостных, среди которых один вскоре так навострился в уходе за розами, что перещеголял самого англичанина. Граф был от него в восторге, отпустил его и всю его семью на волю и приказал ему именоваться Розановым. И вот от этого-то садовника и ведет свое начало большинство лиц, носящих теперь эту фамилию.


Старейший вид розы в Европе это Rosa Gallica - роза галльская, или французская роза, на юге России этот вид называется "роза Крымская".В древнем мире на востоке  и Риме выращивали в основном белые розы - Rosa Alba как декоративное и эфирномасличное растение.  К концу 18 века ботаникам известны большинство основных видов роз, и в этот же момент начинается работа над выведением новых сортов - гибридов. Работа эта не прекращается и по сей день, ежегодно в разных странах и в том числе во Франции, в Лионе, проводятся международные конкурсы "новых" или "современных" сортов роз. Сейчас их существует порядка 10 000 сортов.

 Если я скажу – ЦАРИЦА ЦВЕТОВ – все сразу поймут, что речь идёт о розе, и будут правы, т.к. речь действительно пойдёт сегодня о ней, о царице цветов, о розе.
По археологическим данным, она существует на Земле уже около 25 млн. лет, а в культуре известна около 5 тыс. лет. Во II тыс. до н.э. розы изображались на стенах домов на Крите, а спустя тысячелетие - на гробницах фараонов в Древнем Египте. Задолго до новой эры розы культивировались в Китае и Индии, странах Ближнего Востока и Малой Азии, откуда в античный период с развитием торговли проникли в Древнюю Грецию и Рим, а в последующие века в страны Западной Европы.

  
 
Используются технологии uCoz